Меню

Бюджетные отношения регулируют указы



Указы и распоряжения Президента. Нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения

Президент РФ издает указы, регулирующие бюджетные правоотношения:

— возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;

— возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, контроля за их исполнением.

Президент РФ имеет право издавать указы, регулирующие вышеперечисленные бюджетные правоотношения, но только если эти вопросы, в силу Конституции РФ и других законов РФ, не входят в исключительную компетенцию Федерального Собрания РФ, Правительства РФ и не относятся к ведению субъектов РФ или органов местного самоуправления. Например, Указ Президента РФ о мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ.

Так, в соответствие со ст. 114 Конституции РФ разрабатывает и представляет федеральный бюджет Государственной Думе Правительство РФ. После чего принятый Государственной Думой федеральный закон по вопросу федерального бюджета и обязательно рассмотренный в Совете Федерации направляется Президенту РФ для подписания и обнародования (ст. 106, 107 Конституции РФ).

Порядок опубликования и вступления в силу указов и распоряжений Президента регулируется Указом Президента РФ о порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Согласно данному акту указы и распоряжения Президента РФ подлежат обязательному официальному опубликованию и вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.

При противоречии между БК РФ, нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год, федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов РФ о бюджетах РФ на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов РФ, нормативно-правовых актов представительных органов местного самоуправления, и нормативно-правовыми актами, принимаемыми Президентом РФ в сфере бюджетных правоотношений, применяются настоящий Кодекс и вышеуказанные акты.

Одно из важных мест среди нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные отношения, занимают постановления Правительства РФ, как акты, принимаемые высшим федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с Конституцией РФ Правительство РФ осуществляет исполнительную власть (п. 1 ст. 110). Основной задачей Правительства РФ в бюджетном процессе является разработка и представление Государственной Думе федерального бюджета и дальнейшее обеспечение его исполнения. А также Правительство РФ представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета (подп. «а» п. 1 ст. 114 Конституции РФ). Правительство РФ сталкивается с необходимостью издания подзаконных нормативных актов в сфере бюджетной деятельности. С помощью них Правительство РФ упорядочивает те бюджетные отношения, которые нуждаются в правовом регулировании, но не были урегулированы на уровне законов. Тем самым обеспечивается необходимая полнота и системность в урегулировании бюджетных отношений. При этом Правительство РФ может действовать лишь в рамках своей компетенции, установленной Конституцией РФ и ФЗ.

Примерами подобных нормативных актов могут служить постановление Правительства РФ об урегулировании обязательств Российской Федерации по внешнему долгу бывшего СССР перед Международным банком экономического сотрудничества (МБЭС) и Международным инвестиционным банком (МИБ), постановление Правительства РФ о мерах по реализации закона о федеральном бюджете на 2003 г.

Федеративное государственное устройство РФ предопределило построение ее бюджетной системы по принципу четкого разграничения в этой области полномочий органов государственной власти между федеральными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами муниципальных образований.

Согласно п. 3 комментируемой статьи федеральные министерства и ведомства также принимают нормативно правовые акты по вопросам, которые в соответствии с БК РФ входят в круг регулируемых правом бюджетных отношений, но в случаях и пределах, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

Органы государственной власти субъектов РФ регулируют бюджетные правоотношения путем принятия нормативных правовых актов в пределах своей компетенции.

Органы местного самоуправления принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы. (ст. 132 Конституции РФ)

8. Нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства. В целом Президентом РФ принимается значительное число указов и распоряжений в сфере взаимодействия общества и природы. Круг отношений, регулируемых нормативными правовыми актами Президента.

Статья 3. Нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения.
Указы Президента. Российской Федерации не могут противоречить настоящему Кодексу и иным актам

Нормы финансового права содержатся в указах Президента РФ, регулирующих финансовые отношения, в соответствующих постановлениях и распоряжениях Правительства РФ.
Следовательно, все остальные нормативные акты, регулирующие отношения.

Читайте также:  Как регулировать открытие пластиковых окон

• это динамично изменяющийся, оперативно принимаемый вид правовых актов; • эти акты полипредметны, регулируют широкий спектр
• акты главы исполнительной власти– указы президента, постановления, распоряжения губернатора или главы администраци

Источник

Статья 3. Нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ статья 3 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2008 г.

Статья 3. Нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 3 БК РФ

1. Президент Российской Федерации издает указы, регулирующие бюджетные правоотношения, указанные в пункте 1 статьи 1 настоящего Кодекса. Указы Президента Российской Федерации не могут противоречить настоящему Кодексу и федеральным законам, указанным в статье 2 настоящего Кодекса.

2. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, указанных в статье 2 настоящего Кодекса, указов Президента Российской Федерации, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, Правительство Российской Федерации принимает нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, предусмотренные статьей 1 настоящего Кодекса.

3. Федеральные органы исполнительной власти принимают акты, регулирующие бюджетные правоотношения, предусмотренные статьей 1 настоящего Кодекса, в случаях и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, федеральными законами, указанными в статье 2 настоящего Кодекса, и актами, указанными в пунктах 1 и 2 настоящей статьи.

4. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом.

5. Органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом.

Источник

Правовое регулирование бюджетных отношений

Бюджетное право – это подотрасль фин. права, совокупность юр. норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в связи с образованием, распределением и использованием денежных фондов, сосредоточенных в гос. и местных бюджетах. Это совокупность фин.-правовых норм, регулирующих бюджетную систему и бюджетное устройство РФ, состав и порядок распределения доходов и расходов, бюджетную компетенцию и бюджетный процесс.

Бюджетные правоотношения– это урегулированные нормами бюджетного права общественные отношения, возникающие в связи с формированием, распределением и использованием средств гос. и местных бюджетов.

Бюджетные права (обязанности)РФ, ее субъектов, муниципальных образований– это принадлежащие им в области бюджета полномочия в лице соответствующих гос. органов власти или мсу по формированию и реализации собственного бюджета и регулированию бюджетных отношений на своей территории в определенных законодательных пределах.

Особенности бюджетных прав (компетенции) РФобеспечивают создание фин. базы, без которой невозможно действительное осуществление гос. суверенитета РФ и полномочий. С помощью них в распоряжение федеральных органов власти образуется гос. бюджет, необходимый для функционирования РФ в качестве суверенного гос.

1. Осуществлять законодательное регулирование бюджетных отношений в закрепленных Конституцией пределах ведения, исходя из компетенции устанавливать основы федеральной политики в области гос., экономического, экологического, социального, культурного и национального развития.

2. РФ имеет право на самостоятельный федеральный бюджет как необходимый атрибут государственности и суверенитета.

3. Право устанавливать налоги, сборы, другие источники доходов, подлежащие зачислению в бюджетную систему.

4. Право разграничивать бюджетные доходы между федеральным и остальными бюджетами.

5. Право определять компетенцию субъектов РФ и органов мсу по установлению на подведомственной им территории налогов, сборов, других бюджетных доходов и их размер.

6. Установление основ разграничения расходов между бюджетами.

7. Регулирование бюджетов субъектов РФ путем передачи отчислений от налогов и других источников дохода и выделения дотаций, субвенций.

8. Право образовывать в федеральном бюджете резервные и целевые фонды.

9. Утверждение бюджетной классификации.

10. Полномочия по организации единой бюджетной отчетности по бюджетам всех уровней.

11. Контроль за использованием субъектами РФ и муниципальными образованиями выделенных им из федерального бюджета средств.

Особенности бюджетных прав (компетенций) субъектов РФ.Обладая всей полнотой власти субъекты осуществляют собственное правовое регулирование бюджетных отношений, принимают законы и иные нормативные правовые акты.

1. Законодательное регулирование бюджетной системы, бюджетного устройства, бюджетного процесса на соответствующей территории.

2. Определение, исходя из законодательства РФ, бюджетных прав муниципальных образований в лице их органов мсу.

3. Право каждого субъекта РФ на самостоятельный бюджет – республиканский, краевой, областной и т.д.

4. Право объединять бюджетные ресурсы субъектов со средствами других бюджетов на договорной основе.

5. Право устанавливать на своей территории в соответствии с законодательством РФ региональные налоги, сборы и другие платежи, подлежащие уплате в бюджет субъекта.

6. Право на получение закрепленных за бюджетом субъекта налогов и других доходных источников и отчислений от регулирующих доходов.

7. Право распределения доходов между бюджетом субъекта и местными бюджетами соответствующей территории.

8. Право образовывать в рамках своего бюджета резервы и целевых фонды.

9. Право контролировать использование средств муниципальными образованиями, выделенными им из бюджетов субъектов.

Читайте также:  Регулировка навигатора с навителом

10. Право самостоятельно использовать доходы, дополнительно полученные при исполнении бюджета и суммы превышения доходов над расходами.

11. Право на компенсацию за счет средств федерального бюджета потерь в доходах бюджета субъекта или увеличение его расходов.

Особенности бюджетных прав (компетенции) муниципальных образований. Важное значение этих прав состоит в том, что посредством них создается фин. база, необходимая для решения органами мсу своих вопросов местного значения.

1. Право каждого муниципального образования на самостоятельный местный бюджет, утверждаемый представительными органами мсу.

2. Право выделять в качестве составной части местного бюджета сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов.

3. Право регулировать в соответствии с федеральным и региональным законодательством межбюджетные отношения в случае вхождения в состав данного муниципального образования других муниципальных образований.

4. Право на получение собственных, доходов и отчислений от регулирующих источников доходов.

5. Право на получение из вышестоящих бюджетов финансовых ресурсов, необходимых для осуществления отдельных гос. полномочий.

6. Право самостоятельно расходовать средства местных бюджетов.

7. Право образовывать в местных бюджетах в пределах объемов их доходов резервные и целевые фонды.

8. Право самостоятельно использовать дополнительно полученные в ходе исполнения бюджета средства и суммы превышения доходов над расходами.

9. Право объединять на договорной основе средства местного бюджета со средствами иных бюджетов.

10. Право представительного органа мсу устанавливать на своей территории местные налоги, сборы и другие платежи, подлежащие зачислению в местный бюджет.

11. Право на компенсацию увеличившихся расходов или уменьшившихся доходов.

12. Право представительных органов мсу определять организационные формы контроля за исполнением утвержденного им бюджета.

13. Право органов мсу регулировать бюджетные отношения на территории соответствующего муниципального образования.

Бюджетный кодекс. Ст. 2,3, используется для регулирования бюджетных отношений. В БК РФ есть статьи, которые регулируют бюджетные отношения, но крайне скупо. Ст. 71, 72. Ст. 71 в ведении РФ находятся федеральный бюджет, налоги и сборы, а также финансовое, валютное регулирование, денежная эмиссия, федеральные экономические службы, включая федеральные банки. Методом зеркального отражения можно сказать, что в ведении субъектов РФ находятся региональные бюджеты и сборы. Ст. 32 органы местного самоуправления устанавливают и утверждают местный бюджет и местные налоги и сборы. Ст. 175 денежной ед. РФ является рубль, устанавливается ЦБ. К федеральному закону отнесена (налоговый кодекс) система налогов, взимаемых в бюджет в форме государственных налогов и сборов. Федеральные займы также регулируются этой статьей.

Три группы нормативных актов:

Федеральный уровень:

1. Бюджетный кодекс, как акт системного действия (кодифицированные акты обладают такой же юридической силой, что и законы, но приоритет отдается кодифицированным актам – это вечная коллизия);

2. Федеральный закон «О федеральном бюджете на соответствующий год»;

Другие ФЗ, регулирующие бюджетные отношения. Например, закон «О финансовых основах местного самоуправления в РФ», закон «О финансовых основах местного самоуправления в РФ»

3. Бюджетные отношения могут регулироваться указами президента. Президент может издавать указы, регулирующие бюджетные отношения в инициативном порядке (по собственной инициативе);

4. Постановления правительства РФ. В отношении них БК устанавливает, что эти постановления издаются только в случаях, предусмотренных ФЗ или указами президента.

Вопрос об инициативных актах имеет право на существование.

5. Акты Министерства Финансов. В результате административной реформы получило право на издание актов. Являются надлежащими актами, регулирующие бюджетные отношения.

На уровне субъектов Федерации:

1. Конституции или уставы (в уставе СПб есть статьи, регулирующие бюджетные отношения);

2. Законы субъектов федерации, регулирующие бюджетные отношения.

3. Постановления высшего органа субъекта РФ.

4. Иные акты, например, акты комитета финансов. Для издания актов иных органов должно быть специальное правовое основание.

Муниципальный уровень:

1. Устав муниципального образования, определяющий основы бюджетного процесса.

2. Должны издаваться нормативные акты представительного органа, определяющие порядок внесения проекта бюджета.

3. Акты иных органов, например, главы муниципального образования.

Источник

Правовые основы бюджетных отношений

Отношения, развивающиеся в рамках бюджетной деятельности государства и муниципальных образований, требуют детальной правовой регламентации. Это объясняется тем, что эти отношения задействуют «публичные» фонды ¾ бюджеты, для эффективного распределения которых необходимо существование специальных правил, санкционирующих «движение» денежных (бюджетных) средств.

Правовую основу бюджетных правоотношений составляют следующие нормативные правовые акты.

1. Конституция РФ. Согласно ст. 71 Конституции РФ финансовое регулирование находится в ведении Федерации. Это означает, что общие положения относительно функционирования бюджетных отношений должны быть закреплены в нормативном акте федерального уровня.

2. Бюджетный кодекс РФ 1 . Закрепляет общие положения относительно бюджетных отношений: структуру и принципы бюджетной системы; особенности межбюджетных отношений; понятие бюджетной классификации; виды доходов и формы расходов бюджета; порядок осуществления отдельных стадий бюджетного процесса, полномочия участников бюджетного процесса, взаимодействие различных органов власти в ходе бюджетного планирования и т. д.

Читайте также:  Как регулировать холостой ход на волге

3. Федеральные законы. Классический пример федерального закона, регулирующего бюджетные отношения, ¾ федеральный закон о федеральном бюджете, принимаемый на очередной финансовый год.

Федеральные законы призваны конкретизировать положения Бюджетного кодекса РФ. Такую цель преследует, например, Федеральный закон от 15 августа 1996 г. (в ред. от 23 декабря 2004 г.) «О бюджетной классификации Российской Федерации» 2 . Отдельные нормы, прямо или косвенно связанные с развитием бюджетных отношений, содержатся также и в иных федеральных законах, например, Федеральном законе от 10 февраля 1999 г. «О финансировании судов Российской Федерации» 3 (нормы, устанавливающие расходное обязательство России финансировать функционирование судебной системы ¾ ст. 1); Федеральном законе от 6 октября 1999 г. (в ред. от 29 декабря 2004 г.) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» 4 (нормы, предусматривающие особенности бюджетных отношений на уровне субъектов РФ ¾ ст. 26.19).

4. Подзаконные акты. Принимаются Правительством РФ, Президентом РФ. В частности, Президент РФ наделен правом регулировать бюджетные отношения, за исключением тех, которые входят в исключительную компетенцию Федерального Собрания, относятся к ведению субъектов РФ и органов местного самоуправления. Особое место среди подзаконных актов занимают акты Министерства финансов РФ ¾ органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в бюджетной сфере (п. 1 Положения о Министерстве финансов РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г.) 5 . Так, Министерство финансов РФ принимает приказы для регулирования отдельных вопросов бюджетного процесса, касающихся утверждения бюджетной росписи; порядка ведения сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств 6 ; проведения мониторинга бюджетного сектора 7 ; правил оформления и выдачи разрешений на открытие счетов организаций, финансируемых из федерального бюджета 8 , и т. д.

5. Законы субъектов РФ. Регулируют особенности бюджетных отношений на уровне субъектов РФ (ежегодные законы о бюджетах, законы о бюджетном процессе в соответствующем субъекте РФ).

6. Акты органов местного самоуправления. К ним относятся ежегодные правовые акты о бюджете; акты по отдельным вопросам бюджетных отношений.

Таким образом, структура бюджетного законодательства предопределена федеративным устройством государства. Согласно п. 3 ст. 3 Бюджетного кодекса РФ федеральные органы исполнительной власти принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные отношения, с учетом возможности разрешать вопросы, отнесенные к ведению Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления издают нормативные правовые акты, регулирующие вопросы бюджетной сферы, в пределах своей компетенции.

Бюджетное устройство государства

Бюджетный кодекс РФ не закрепляет определения бюджетного устройства. Но проанализировав структуру разд. 1 Кодекса под названием «Бюджетное устройство Российской Федерации», можно предположить, что российский законодатель бюджетным устройством охватывает:

а) бюджетную классификацию (ст. 18-27);

б) бюджетную систему государства (ст. 10-17);

в) принципы бюджетной системы РФ (ст. 28-38).

Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов и обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы (ст. 18 БК РФ).

Бюджетная классификация Российской Федерации включает следующие основные элементы:

¨ классификацию доходов бюджетов;

¨ классификацию расходов бюджетов;

¨ классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации (ст. 19 БК РФ).

Классификация доходов бюджетов Российской Федерации является группировкой доходов всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и основывается на законодательных актах Российской Федерации, определяющих источники формирования доходов бюджетов (ст. 20 БК РФ).

Классификация расходов бюджетов является группировкой расходов бюджетов в соответствии с функциями, направлениями деятельности органов власти и экономическим содержанием расходов бюджета (ст. 21 БК РФ).

Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов является группировкой заемных средств, привлекаемых Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов. Источниками внутреннего финансирования дефицитов бюджетов являются: государственные (муниципальные) ценные бумаги в валюте Российской Федерации; кредиты кредитных организаций в валюте Российской Федерации; кредиты от других бюджетов бюджетной системы и другие источники. К источникам внешнего финансирования дефицитов бюджетов относятся: государственные ценные бумаги в иностранной валюте; кредиты правительств иностранных государства, международных финансовых организаций и иных субъектов международного права в иностранной валюте и другие источники (ст. 23 БК РФ).

Бюджетная классификация играет важную роль для формирования и развития бюджетных отношений. Она обеспечивает единство бюджетной документации, что особенно важно для отношений, возникающих в рамках бюджетного процесса. Бюджетная классификация имеет организующее значение для составления консолидированных бюджетов и сметного процесса.

Бюджетная классификация напрямую связана с формированием бюджетов, входящих в бюджетную систему государства.

Источник

Adblock
detector