Меню

Боковой зазор в зубчатой передаче регулировка



Подбор допустимого бокового зазора для цилиндрических зубчатых зацеплений

Типы боковых зазоров (определяются для каждого зубчатого колеса в наборе зубчатых колес)

Реальные зубчатые колеса должны производиться со специальными допустимыми боковыми зазорами. Определите допустимые значения, исходя из своих рабочих условий.

В цилиндрических и косозубых зубчатых зацеплениях существует два способа определения необходимого значения бокового зазора. Во-первых, уменьшите толщину зуба, погрузив пуансон в пустую форму на глубину, превышающую теоретически допустимую по стандарту. Во-вторых, увеличьте межосевое расстояние по сравнению с рассчитанным теоретически.

При задании бокового зазора, учитывайте следующие факторы:

  • Пространство, необходимое для смазки.
  • Дифференциальное расширение между компонентами зубчатого колеса и кожухом.
  • Ошибки в расчетах. Недостаточность обоих колес, ошибки профиля, шаг, толщина зуба, угол наклона зуба и межосевое расстояние. Чем меньше величина бокового зазора, тем более точной будет машинная обработка зубчатого колеса.
  • Условия работы, например, частое реверсирование или избыточная нагрузка.

Размер бокового зазора не должен быть слишком велик для соответствия требованиям работы. Убедитесь, что он достаточен для того, чтобы затраты на машинную обработку не превысили необходимые.

Традиционно устанавливается половина значения допуска для бокового зазора на толщину зубьев каждого зубчатого колеса из пары. Однако существуют исключения. Например, в шестернях, имеющих малое количество зубьев, используются все допустимые значения для ведомого зубчатого колеса. В результате не происходит ослабления зуба шестерни.

  • Круговой боковой зазор j t [мм/дюймы]
  • Нормальный боковой зазор j n [мм/дюймы]
  • Центральный боковой зазор j r [мм/дюймы]
  • Угловой боковой зазор j [град]

Типы зацепления зубчатых колес Отношение между круговым направлением j t и нормальным направлением j n Отношение между круговым направлением j t и центральным направлением j r Отношение между круговым направлением j t и угловым боковым зазором j
Цилиндрическое зубчатое зацепление j n = j t cos α
Косозубое цилиндрическое зубчатое колесо j nn = j tt cos α n cos β

Боковой зазор зацепления косозубого колеса

Для косозубых колес имеется два вида боковых зазоров, относящихся к интервалу зуба. Существует поперечное сечение в нормальном направлении поверхности зубьев “n” и поперечное сечение в перпендикулярном направлении к оси “t”.

Боковой зазор в направлении, перпендикулярном по отношению к поверхности зуба

Боковой зазор в круговом направлении в поперечном сечении, перпендикулярном по отношению к зубу

Боковой зазор в направлении, перпендикулярном по отношению к поверхности зуба в поперечном сечении, перпендикулярном оси

Боковой зазор в круговом направлении, перпендикулярном оси

В плоскости нормали к зубу:

На начальной поверхности:

j nt = j tt cos β

В плоскости, перпендикулярной оси

Угол зацепления в перпендикулярном направлении α = α n

Источник

Проверка и регулировка зацепления шестерен зубчатых передач

Цилиндрические зубчатые передачи. Передача цилиндрическими шестернями осуществлена от верхнего коленчатого вала к кулачковым валам топливных насосов и к воздуходувке, от нижнего коленчатого вала к масляным и водяному насосам. Кроме того, в масляном насосе имеются две пары цилиндрических шестерен: с прямыми и шевронными зубьями.

Нормальная работа шестеренчатой передачи во многом зависит от зазора между зубьями шестерен. При выявлении неисправностей в работе зубчатой передачи необходимо в первую очередь проверить зазоры между зубьями шестерен. Эти зазоры проверяют при помощи индикатора, ножку которого упирают в рабочую поверхность одного из зубьев. Разность показаний индикатора при покачивании шестерен будет соответствовать действительной величине зазора между зубьями. После разборки привода, а также при замене отдельных шестерен или подшипников необходимо проверить и при необходимости отрегулировать зацепление шестерен (боковой зазор между зубьями, а также прилегание зубьев по отпечатку краски).

Регулировка зацепления шестерен привода масляного и водяного насосов. Прокладками 1 (рис. 166), которые укладывают под фланец корпуса 2, регулируют величины зазоров между зубьями шестерен 4 и 3 привода масляного насоса. Для дизелей, выпускаемых с 1961 г., у которых регулятор числа оборотов установлен на левой стороне, зацепление цилиндрических шестерен привода масляного насоса регулируют прокладками /1 (см. рис. .120). Для новых шестерен зазоры должны быть впре делах 0,24-0,4 мм, а для работавших не более 0,55 мм. Ступенчатость торцов зубьев парных шестерен допускается до 2 мм. Для удобства регулировки зазоров прокладки изготовляют толщиной 0,2; 0,3 и 0,75 мм.

При проверке прилегания зубьев отпечаток краски на каждом зубе должен быть не менее 50% длины и не менее 50% высоты зуба. Отрегулировав зацепление шестерен, просверливают два отверстия под штифты 14 в корпусе привода и в блоке и развертывают их совместно.

Регулировку зазоров между зубьями шестерен 4 и 5 привода водяного насоса и пределах 0,2-0,4 мм производят за счет перемещения корпуса (плиты), в котором монтируют насос, относительно блока дизеля. Прилегание зубьев по краске должно быть не менее 40% по высоте зуба и не менее 50% по его длине.

Аналогично регулируют зацепление шестерен привода масляного насоса центробежного фильтра. После регулировки зацепления шестерен привода водяного и масляного насосов ступенчатость шестерен не должна превышать 2 мм.

Регулировка зацепления шестерен привода кулачковых валов. При сборке нового дизеля зазоры между зубьями шестерен привода кулачковых валов регулируют перемещением кронштейнов 8 (см. рис. 25), на которых смонтированы паразитные шестерни. В условиях эксплуатации производится только проверка величин зазоров; новая регулировка зацепления шестерен может потребоваться после замены кронштейнов 8.

Зазоры между зубьями шестерен устанавливают в пределах 0,1-0,3 мм для любой пары новых шестерен и не более 0,55 мм для работающих шестерен. Колебания величин зазоров для одной пары шестерен не должны превышать 0,1 мм. Качество зацепления шестерен проверяется по прилеганию зубьев. Отпечаток краски должен быть не менее 50% по высоте зуба и не менее 60% по его длине с расположением отпечатка в средней части зуба. Ступенчатость всех шестерен привода не должна превышать 2 мм. Если необходимо уменьшить ступенчатость шестерен между кронштейнами 8 и блоком дизеля, устанавливают стальные прокладки.

Регулировка зацепления шестерен привода воздуходувки. При каждом монтаже воздуходувки па дизеле, замене приводных шестерен или самой воздуходувки необходимо отрегулировать зацепление ее приводных шестерен. При правильном зацеплении зазоры между зубьями шестерен находятся в пределах 0,1-0,25 мм для новых шестерен и не превышают 0,4 мм для работавших шестерен. Площадь прилегания зубьев по отпечатку краски составляет не менее 50% высоты и не менее 60% длины зуба. Ступенчатость шестерен не превышает 2 мм.

Зацепление регулируют путем перемещения воздуходувки на шпильках, которыми она прикрепляется к блоку. Такое переме щение производится только после плавного ввода в зацепление! шестерен 1 и 2 (рис. 167) и предварительной проверки зацепления. Разрешается производить рассверловку или распиловку отверстии в воздуходувке (для проходов шпилек), если имеющиеся отверстия не обеспечивают ее перемещения. Боковой зазор между зубьями шестерен проверяют следующим образом. Осторожно провертывают ведомую координационную шестерню 4 до упора зубьев шестерен 1 и 2 и в этом положении устанавливают шкалу индикатора на нуль. Затем провертывают шестерню 4 в противоположную сторону также до упора зубьев шестерен 1 и 2. По показанию индикатора определяют действительную величину зазора.

Регулировка зацепления координационных шестерен воздуходувки. Зацепление координационных шестерен воздуходувки необходимо контролировать при замене шестерен, роторов или подшипников. Координационные шестерни подбирают и прирабатывают друг к другу в процессе их изготовления. Поэтому замену этих шестерен необходимо производить только комплектно.

Зацепление координационных шестерен воздуходувки должно удовлетворять следующим требованиям.

1. Боковой зазор между зубьями новых шестерен должен быть в пределах 0,05-0,2 мм и до 0,35 мм для старых. Колебание зазоров для одной пары шестерен допускается до 0,1 мм.

2. Прилегание зубьев шестерен по краске должно быть не менее 60,% по длине зуба и не менее 50% по высоте зуба.

3. Несовпадение наружных торцов шестерен (по зубьям) допускается не более ± 1 мм.

Регулировка зацепления шестерен масляного насоса. При замене шестерен масляного насоса (синхронных или шевронных) необходимо контролировать зацепление их зубьев.

Суммарный зазор между зубьями шевронных шестерен, прижатых к одному торцу насоса, должен быть в пределах 0,10- 0,15 мм. Величину зазора обеспечивают подбором шестерен. При этом ведомую синхронную шестерню 5 (см. рис. 43) необходимо укрепить штифтом таким образом, чтобы боковой зазор с каждой стороны зуба шевронной шестерни был не менее 0,05 мм, а зазор в синхронных шестернях был выбран в сторону его уменьшения.

Боковой зазор между зубьями синхронных шестерен должен быть в пределах 0,03-0,15 мм для новых шестерен и не более 0,25 мм для работавших шестерен. Величину зазора обеспечивают подбором шестерен. Задеилсние зубьев синхронных шестерен проверяют также по отпечаткам краски, которые должны быть по высоте зуба не менее 65% и по длине зуба не менее 70%.

Зазоры между зубьями шестерен масляного насоса повышенной производительности не регулируются, а только контролируются. Качество зацепления шестерен обеспечивается изготовлением насоса и шестерен. Величина бокового зазора между зубьями не должна превышать 0,55 мм.

Конические зубчатые передачи. Шестерни с коническими зубьями установлены на вертикальной передаче, на приводах к регулятору числа оборотов и тахометру.

Качество зацепления между зубьями шестерен необходимо проверять при каждом подъемочном ремонте тепловоза, при появлении каких-либо неисправностей в работе передачи, при замене шестерен, подшипников или других деталей, а также после разборки зубчатой передачи. У каждой пары шестерен проверяют прилегание зубьев по краске и величину боковых зазоров между зубьями.

Боковые зазоры между зубьями проверяют при помощи индикатора, а качество прилегания по краске, так же как и у шестерен с цилиндрическими зубьями.

Регулировка зацепления шестерен вертикальной передачи. Перед проверкой необходимо убедиться в правильности подбора кольца 16 (см. рис. 119), которым определяется предварительная величина бокового зазора между зубьями шестерен. Для новых шестерен боковые зазоры между зубьями должны соответствовать зазору, установленному на заводе-изготовителе и нанесенному на торце одного из зубьев большой шестерни. Практически зазоры должны быть в пределах 0,3-0,55 мм (до 0,7 мм для работавших шестерен) при выбранном разбеге ко ленчатого вала в сторону увеличения зазора и не менее 0,2 мм (0,1 мм для работавших шестерен) при выбранном разбеге в сторону уменьшения зазора. При этом колебание зазоров для одной пары шестерен не должно превышать 0,25 мм.

Для проверки прилегания зубьев по краске зубья малой шестерни покрывают тонким слоем глазури (краски) и после этого проворачивают передачу на несколько оборотов сначала в одну, а потом в другую сторону. При этом разбег коленчатого вала должен быть выбран в сторону уменьшения разора.

Длина отпечатка краски на выпуклой стороне зуба большой шестерни должна быть не менее 50 мм, а на вогнутой стороне 35 мм. Отпечатки должны располагаться в зоне делительного, конуса, а по длине — несколько ближе к вершине зуба; допускается расположение отпечатка ближе к основанию при условии, что длина отпечатка будет не менее 70 мм на выпуклой стороне и не менее 50 мм на вогнутой стороне зуба. Отпечаток может быть в виде сплошного пятна или в виде двух отдельных пятен с разрывом до 6 мм по длине. Начало отпечатка должно отстоять от вершины зуба не более чем на 5 мм.

При неудовлетворительном отпечатке, а также при необходимости изменения величины зазора между зубьями производится регулировка зацепления шестерен их осевым перемещением за счет прокладок, укладываемых под фланцы больших шестерен и корпусов вертикальных валов. Прокладки, помещаемые под фланец большой шестерни, изготовляют в виде полуколец толщиной 0,1 и 0,25 мм, а прокладки под корпус вертикального вала — в виде пластин толщиной 0,1; 0,25 и 1 мм.

Регулировка зацепления шестерен привода ре г у л ят о р а числа оборотов. Зазоры между зубьями шестерен должны быть в пределах 0,1-0,2 мм для новых шестерен и не более 0,4 мм для работавших шестерен. При измерении величин зазоров необходимо выбрать возможные разбеги в каждой паре шестерен следующим образом: для одной из шестерен выбрать разбег в сторону, увеличения зазора и для другой- в сторону его уменьшения. При проверке зацепления шестерен на прилегание по краске отпечаток должен быть не менее 50% длины зуба. Необходимые величины зазора между зубьями и прилегание зубьев обеспечиваются подбором регулировочных прокладок. Ступенчатость торцов зубьев шестерен допускается до 2 мм.

Источник

Боковой зазор и его нормирование

Реальные зубчатые передачи могут работать только при однопрофильном зацеплении. Собранная передача должна иметь между нерабочими профилями сопряженных зубьев боковой зазор. Этот зазор необходим для предотвращения заклинива­ния при нагреве передачи, размещения смазки, ограничения мертвого хода при ревер­сировании зубчатых передач, компенсации погрешностей изготов­ления и монтажа передачи.

Боковой зазор зубчатой передачи — расстояние между боковыми поверхностями зубьев зубчатых колес в передаче, обеспечиваю­щее небольшой свободный поворот одного из колес при непод­вижном парном зубчатом колесе.

Зазор определяется в сечении, пер­пендикулярном к направлению зубьев, в плоскости, касательной к основным цилиндрическим поверхностям

Гарантированный боковой зазор jn min — наименьший предписан­ный боковой зазор, не зависящий от степени точности колес и передачи.

Независимо от степени точности изготовления зубчатых колес передачи, предусмотрено шесть видов сопряжений, определяющих различные значения jn min . Виды сопряжений обозначаются прописными буквами латинского алфавита H, Е, D,C, В, А ( см. рис….).

Заметим что виду сопряжения Н соответствует jn min=О, виду же сопряжения А — наибольший гаран­тированный боковой зазор. Смысловое значение этих видов сопря­жений аналогично основным отклонениям, используемым в ЕСДП для гладких сопряжений по этому их иногда называют « посадками зубчатых колёс».

Сопряжения Н, Е, D, С, В, А применяют соответственно для степеней точности по нормам плавности рабо­ты: 3-7; 3-7; 3-8; 3-9; 3-11; 3-12.

На величину гарантированного бокового зазора оказывает значительное влияние межосевое расстояние, поэтому стандартом установлено шесть классов отклонений межосевого расстояния, обо­значаемых в порядке убывания точности римскими цифрами от I до VI ( см табл…..)

Дата добавления: 2014-01-07 ; Просмотров: 2961 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Порядок регулировки зазора в подшипниках и бокового зазора в зацеплении шестерён главной передачи трактора Т-150К

При сборке либо замене главной передачи зазор в подшипниках (23) [рис. 1] и боковой зазор в зацеплении шестерён главной передачи трактора Т-150К регулируется в следующем порядке:

1) – Отвернуть пробки (3) [рис. 2] и (31) [рис. 3] и слить масло из ведущего моста и обоих колёсных редукторов, снять крышки (35), упорные пластины (34) и вынуть солнечные шестерни с полуосями;

2) – Отъединить конец карданного вала от фланца (10) [рис. 1] главной передачи, свинтить гайки со шпилек (10) [рис. 2] и снять главную передачу в сборе;

3) – Проверить зазоры в конических подшипниках ведущей шестерни. В случае необходимости отрегулировать их;

4) – Отрегулировать зазоры в подшипниках и зацепление конических шестерён, для чего необходимо:

а) – Расшплиновать и отпустить гайки (33) [рис. 1] крепления крышек (27) подшипников;

б) – Отпустить регулировочную гайку (38);

в) – Поворачивая ведомую шестерню (20), регулировочной гайкой (24) поджать конический подшипник до получения беззазорного зацепления (ведомая шестерня не вращается) и отпустить его на 6-8 стопорящих выступов. Лёгким постукиванием по ведомой шестерне со стороны зубьев поджать подшипники (23) к регулировочной гайке (24), ведомая шестерня при этом должна вращаться свободно от руки;

г) – Переместить регулировочную гайку (38) до получения натяга в подшипниках и отпустить её на 2-3 стопорящих выступа;

д) – Затянуть и зашплинтовать гайки (33) крышек подшипников (23);

е) – Застопорить регулировочные гайки (24) и (38) замковыми шайбами (25);

ж) – Проверить индикатором либо специальной пластиной боковой зазор в зацеплении конических шестерён (для новой пары – 0,17-0,47 мм, для пары, бывшей в эксплуатации, — 0,3-0,5 мм). Для получения требуемого зазора в зацеплении без изменения зазора в подшипниках нужно отпустить гайки (33) крышек (27) подшипников ступицы, увеличить либо уменьшить боковой зазор в зацеплении конических шестерён (1) и (20). При слишком малом зазоре следует отпустить регулировочную гайку (24) на один стопорящий выступ, после чего подтянуть на один стопорящий выступ регулировочную гайку (38). При слишком большом боковом зазоре сначала нужно подтянуть гайку (24) на один стопорящий выступ, а потом отпустить гайку (38) также на один стопорящий выступ. Далее требуется затянуть и зашплинтовать гайки (33) крышек (27) подшипников (23) ступицы.

Рис. 1. Главная передача и дифференциал колёсного трактора Т-150К.

1) – Ведущая шестерня;

2) – Конический роликоподшипник;

5) – Регулировочная прокладка;

6) – Конический роликоподшипник;

8) – Корпус сальника;

9) – Маслоотражательная шайба;

12) – Войлочный пыльник;

13) – Пылеотбрасывающее кольцо;

14) – Каркасный сальник;

16) – Регулировочная прокладка;

17) – Уплотнительное кольцо;

18) – Дистанционная втулка;

19) – Уплотнительное кольцо;

20) – Ведомая шестерня;

23) – Конический роликоподшипник;

24) – Регулировочная гайка;

25) – Стопорная пластина;

35) – Полуосевая шестерня;

38) – Регулировочная гайка.

Рис. 2. Передний мост трактора Т-150К в сборе с колёсным редуктором.

6) – Колёсный редуктор;

7) – Главная передача;

Рис. 3. Конечная передача планетарного типа трактора Т-150К.

Источник

Читайте также:  Регулировка зажигания honda shadow

Регулировка и синхронизация © 2021
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector