Меню

Акты социального партнерства регулируют



Акты социального партнерства

Актами социального партнерства следует считать формально выраженные результаты коллективных переговоров, консультаций, содержащие правила поведения и направленные на регулирование социально-трудовых отношений. Выделяют 2 вида актов в зависимости от уровня:

1. Локальный уровень – коллективный договор

2. Иные уровни – социально-партнерские соглашения

Кроме этих видов актов, можно выделить:

— Частные соглашения сторон в ходе коллективных переговоров, коллективного трудового спора, протокол разногласий по коллективному договору, соглашению или локальному акту.

Коллективный договор и социально-партнерские соглашения по своей правовой юридической природе составляют группу нормативных договоров, т.е. таких, в которых признак нормативности сочетается с договорным механизмом принятия обязательств.

Источник

Акты социального партнерства, и их роль в регулировании трудовых и непосредственно связанных с ними отношений

К числу правовых актов социального партнерства мы относим соглашения разного уровня и рода, коллективные договоры, иные нормативные акты, регулирующие трудовые отношения, при принятии которых, так или иначе, учитывается мнение работников или их представителей, в том числе и в органах социального партнерства. Одним из принципов трудового права является сочетание государственного и договорного регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений. Поэтому с принятием Трудового кодекса РФ государственное вмешательство в регламентацию труда, в сравнении с ранее действовавшим законодательством, значительно уменьшилось. Как следствие, заметно возросла роль нормативных актов, принимаемых сторонами коллективно-трудовых отношений.

83)коллективный договор как правовой акт социального партнерства: понятие, значение, содержание

Коллективный договор — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

Коллективный договор может заключаться в организации в целом, в филиале, представительстве и иных обособленных структурных подразделениях.

Значение кол договора – необходимость широкого развития партнерской формы регулирования соц-трудовых отношений, установленной на допускаемой государством законодательной основе, но без участия законодателя. Его положения нацелены на организацию автономной системы определения условий труда, действующей в рамках данной организации, у данного ИП независимо от вида собственности, ОПФ, численности работников.

Стороны кол договора – работники в лице их представителей, работодатель, представляемый руководителем организации или другим полномочным лицом.

Под содержанием кол договора понимают согласованные сторонами условия, призванные регулировать соц-трудовые отношения в данной организации и включенные в текст кол договора.

Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами.

В коллективный договор могут включаться обязательства работников и работодателя по следующим вопросам:

-формы, системы и размеры оплаты труда;

-выплата пособий, компенсаций;

-механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;

-занятость, переобучение, условия высвобождения работников;

-рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;

-улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;

-соблюдение интересов работников при приватизации государственного и муниципального имущества;

-экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;

-гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;

-оздоровление и отдых работников и членов их семей;

-частичная или полная оплата питания работников;

-контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников, порядок информирования работников о выполнении коллективного договора;

-отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора;

-другие вопросы, определенные сторонами.

В коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.

С правовой точки зрения положения, включаемые в трудовой договор, подразделяются:

• Обязательственные (обязательства сторон)

• Информационные (информирующие работников, руководителей подразделений, других должностных лиц организации об основных нормах трудового законодательства, при необходимости включаемых в кол договор)

• Нормативные (содержащие нормы, регулирующие трудовые отношения в организации, у ИП, устанавливающие коллективные условия труда ее работников) – должны обязательно включаться в трудовой договор

Срок действия 3 года, можно продлевать, действие распространяется на всех работников данной организации.

84)соглашение как правовой акт социального партнерства: понятие, виды, значение, содержание

Соглашение — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

По договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними.

-Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне.

-Межрегиональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне двух и более субъектов Российской Федерации.

-Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне субъекта Российской Федерации.

-Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

-Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.

-Иные соглашения — соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Содержание и структура соглашения определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение. Соглашение должно включать в себя положения о сроке действия соглашения и порядке осуществления контроля за его выполнением.

В соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам:

-оплата труда (в том числе установление размеров минимальных тарифных ставок, окладов (должностных окладов), установление соотношения размера заработной платы и размера ее условно-постоянной части, а также определение составных частей заработной платы, включаемых в ее условно-постоянную часть, установление порядка обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы);

-гарантии, компенсации и льготы работникам;

-режимы труда и отдыха;

-занятость, условия высвобождения работников;

-повышение квалификации работников, в том числе в целях модернизации производства;

-условия и охрана труда;

-развитие социального партнерства, в том числе участие работников в управлении организацией;

-дополнительное пенсионное страхование;

-другие вопросы, определенные сторонами.

Стороны соглашения – полномочные представители сторон социального партнерства.

Значение – форма социально-партнерского регулирования трудовых отношений.

Срок действия 3 года, можно продлевать только 1 раз.

85.

Коллективно-договорное регулирование трудовых отношений представляет собой сотрудничество социальных групп в рамках гражданского общества. Будучи отдельной формой социального партнерства и разновидностью процессов самоорганизации общества, обладает целым рядом преимуществ.

Использование преимуществ коллективно-договорного регулирования способствует минимизации социальных издержек, формированию демократичного и социально ориентированного механизма правового регулирования трудовых отношений.

Коллективно-договорное регулирование предоставляет работникам и работодателям возможность публично выразить и согласовать свои интересы в сфере труда, так как осуществляется демократическим путем, на основе проведения коллективных переговоров. Такое регулирование достаточно гибко, стороны могут учесть особенности организации труда и потребления в отдельном регионе, а также отраслевую и локальную специфику, финансово-экономическое состояние работодателя и т.д. Указанные преимущества в полной мере реализуются с учетом потребностей общества с государственными интересами. Государство по отношению к коллективно-договорному процессу выполняет две роли: оно выступает как участник системы социального партнерства и одновременно как носитель публичной власти.

Как участник системы социального партнерства государство выполняет посреднические функции, способствует достижению согласования интересов работников и работодателей.

В качестве носителя публичной власти государство регулирует коллективные трудовые отношения, определяет пределы коллективно-договорного регулирования, и самое важное — устанавливает условия труда, регламентирует индивидуальные трудовые отношения.

Сторонами коллективно-договорного процесса являются соответствующие работодатели (их представители) и представительные организации (органы) работников. Интересы работников представляют профессиональные союзы и их объединения или иные представители, избираемые работниками.

86.

Роль одного из важнейших источников трудового права, призванных нести основную регулирующую нагрузку, возложена на соглашения и коллективные договоры, заключаемые между работодателями и профсоюзами либо иными представителями работников, а также трудовые договоры, заключаемые непосредственно работодателями и работниками.

Коллективные договоры и соглашения наряду с обязательственными положениями, содержат и нормативные положения, которые позволяют им, во-первых, заполнять нишу в системе источников трудового права, оставленную для них нормативными правовыми актами публичных властей, и тем самым конкретизировать нормативные источники норм трудового права; во-вторых, выступать в качестве основной формы реализации социально-партнерских отношений работодателей и работников; в-третьих, служить источником коллективных норм трудового права, адресованных работникам как стороне коллективного договора или соглашения; в-четвертых, гармонизировать социальные интересы работников и частные интересы работодателя, в-пятых, устанавливать пределы локальному нормотворчеству работодателя. Если иное не предусмотрено в самом договоре или законе, положения коллективных договоров и соглашений не могут изменяться или прекращаться по усмотрению одной из сторон. Индивидуальное регулирование трудовых отношений, осуществляемое с помощью трудовых договоров, не является разновидностью публичного нормативного правового регулирования, так как в его основе лежит не общая норма права, распространяющаяся на неопределенный круг работников, а персонально определенная договоренность, касающаяся взаимоотношений конкретного работодателя и конкретного работника. Тем не менее индивидуальный трудовой договор сегодня можно и нужно рассматривать как индивидуальный правовой акт, который не только порождает индивидуальные права и обязанности, но и регулирует взаимоотношения его сторон. Если же обратиться ко всем индивидуальным трудовым договорам, заключенным работниками с каким-либо работодателем, то их совокупные условия уже создают общую для коллектива работников данного работодателя систему взаимодействующих (корреспондирующих) прав и обязанностей, которая также является правовым регулятором поведения людей; причем в данном случае регулирование идет не только по вертикали «работник — работодатель», но и по горизонтали «работник — работник». В совокупности с другими локальными нормативными актами и коллективными договорами все трудовые договоры, заключенные конкретным работодателем, создают у него определенный правовой режим локального регулирования трудовых и связанных с ними отношений.

Читайте также:  Регулировка фар в ивантеевке

С этих позиций закон совершенно правильно включил трудовой договор в число источников договорного регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, т.е. отнес его к элементам системы источников правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений.

87.

Представители сторон, участвующие в коллективных переговорах, свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений.

Две или более первичные профсоюзные организации, объединяющие в совокупности более половины работников данного работодателя, по решению их выборных органов могут создать единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и заключения коллективного договора (далее — единый представительный орган). Формирование единого представительного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. При этом в его состав должен быть включен представитель каждой из первичных профсоюзных организаций, создавших единый представительный орган. Единый представительный орган имеет право направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора от имени всех работников.

Первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников организации, индивидуального предпринимателя, имеет право по решению своего выборного органа направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников без предварительного создания единого представительного органа.

Если ни одна из первичных профсоюзных организаций или в совокупности первичные профсоюзные организации, пожелавшие создать единый представительный орган, не объединяют более половины работников данного работодателя, то общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может определить ту первичную профсоюзную организацию, которой при согласии ее выборного органа поручается направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников. В случаях, когда такая первичная профсоюзная организация не определена или работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации, общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может избрать из числа работников иного представителя (представительный орган) и наделить его соответствующими полномочиями.

Первичная профсоюзная организация, единый представительный орган либо иной представитель (представительный орган) работников, наделенные правом выступить с инициативой проведения коллективных переговоров в соответствии с частями второй — четвертой настоящей статьи, обязаны одновременно с направлением работодателю (его представителю) предложения о начале указанных коллективных переговоров известить об этом все иные первичные профсоюзные организации, объединяющие работников данного работодателя, и в течение последующих пяти рабочих дней создать с их согласия единый представительный орган либо включить их представителей в состав имеющегося единого представительного органа. Если в указанный срок данные первичные профсоюзные организации не сообщат о своем решении или ответят отказом направить своих представителей в состав единого представительного органа, то коллективные переговоры начинаются без их участия. При этом за первичными профсоюзными организациями, не участвующими в коллективных переговорах, в течение одного месяца со дня начала коллективных переговоров сохраняется право направить своих представителей в состав единого представительного органа. В случае, когда представителем работников на коллективных переговорах является единый представительный орган, члены указанного органа представляют сторону работников в комиссии по ведению коллективных переговоров.

Право на ведение коллективных переговоров, подписание соглашений от имени работников на уровне Российской Федерации, одного или нескольких субъектов Российской Федерации, отрасли, территории предоставляется соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов). При наличии на соответствующем уровне нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) каждому из них предоставляется право на представительство в составе единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, формируемого с учетом количества представляемых ими членов профсоюзов. При отсутствии договоренности о создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров право на их ведение предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов).

Стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.

Участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной). Лица, разгласившие указанные сведения, привлекаются к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, являющимися участниками указанных переговоров.

Источник

ПРАВОВЫХ АКТОВ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

Под коллективным договором понимается правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

Порядок заключения коллективных договоров

Представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению и изменению коллективного договора, соглашения и имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров.

Представители стороны, получившие уведомление в письменной форме с предложением о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение 7 календарных дней со дня получения уведомления.

Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективного договора, их заключения, а также для организации контроля за выполнением коллективного договора на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон.

Участники коллективных переговоров свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений.

Коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях.

При заключении коллективного договора в филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении организации представителем работодателя является руководитель соответствующего подразделения, уполномоченный на это работодателем.

Если в ходе коллективных переговоров не принято согласованное решение по всем или отдельным вопросам, то составляется протокол разногласий. Урегулирование разногласий, возникших в ходе коллективных переговоров по заключению или изменению коллективного договора, соглашения, производится в порядке, установленном законодательством по рассмотрению коллективных трудовых споров (примирительная комиссия, посредник, трудовой арбитраж, забастовка).

При недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение 3 месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий. При этом неурегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами.

19. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СОГЛАШЕНИЙ

Соглашение — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

По договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть двухсторонними и трехсторонними.

Соглашения, предусматривающие полное или частичное финансирование из соответствующих бюджетов, заключаются при обязательном участии соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения.

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные.

Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне.

Межрегиональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений на уровне двух и более субъектов Российской Федерации.

Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений на уровне субъекта Российской Федерации.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение определяет общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам отрасли (отраслей).

Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, трудовые гарантии и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

Соглашения по договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, могут быть двухсторонними и трехсторонними.

Иные соглашения — соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Содержание и структура соглашения определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение.

В него могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам:

— условия и охрана труда;

— режимы труда и отдыха;

— развитие социального партнерства;

— иные вопросы, определенные сторонами.

Все изменения и дополнения соглашения производятся лишь в порядке, установленном законодательством для их заключения.

Порядок разработки проекта соглашения и его заключения

Проект соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров.

При этом заключение и изменение соглашений, требующих бюджетного финансирования, по общему правилу осуществляются сторонами до подготовки проекта соответствующего бюджета на финансовый год, относящийся к сроку действия соглашения.

Генеральное соглашение, отраслевые (межотраслевые) соглашения по отраслям, организации которых финансируются из федерального бюджета, должны заключаться по общему правилу до внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Региональные и территориальные соглашения должны заключаться по общему правилу до внесения проектов соответствующих бюджетов в представительные органы субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Порядок, сроки разработки проекта соглашения и заключения соглашения определяются комиссией. Комиссия имеет право уведомить работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, ведущего коллективные переговоры по разработке проекта соглашения и заключению соглашения, о начале коллективных переговоров, а также предложить им формы возможного участия в коллективных переговорах. Работодатели, получившие указанное уведомление, обязаны проинформировать об этом выборный орган первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.

Соглашение подписывают представители сторон.

Срок действия соглашений

Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением.

Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать 3 лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более 3 лет.

20. ПРАВО РАБОТНИКА НА УЧАСТИЕ В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ — оно является важнейшим условием социального партнерства работника и работодателя в трудовом отношении. Участие работников, их представителей в управлении организацией регламентируется ст. 27 ТК РФ и подробно закреплено ст. ст. 52 и 53 ТК РФ (гл. 8 «Участие работников в управлении организацией»). Работники имеют право участвовать в управлении организацией через общее собрание (конференцию) трудового коллектива, советы трудового коллектива, профессиональные союзы и иные органы, уполномоченные коллективом; при отсутствии в организации первичной профсоюзной организации и нечлена профсоюза — вносить предложения об улучшении работы организации.

Читайте также:  Как отрегулировать мебельные петли для шкафа

В качестве следующей формы социального партнерства названо участие работников в управлении организацией. Такое взаимодействие работников и их представителей с работодателем осуществляется, как это ясно из самого наименования, исключительно на локальном уровне. В соответствии со ст. 52 ТК за работниками закреплено право непосредственно или через свои представительные органы участвовать в управлении организацией.

Участие работников в управлении организацией должно обеспечить возможность влияния на принимаемые работодателем решения.

Трудовой кодекс выделяет несколько форм участия, которые могут использоваться на практике (ст. 53 ТК). К сожалению, законодательство не отличается четкостью при разделении форм социального партнерства и форм участия работников в управлении. Так, проведение консультаций названо и в качестве самостоятельной формы социального партнерства (ст. 27 ТК), и в качестве формы участия работников в управлении (ст. 53 ТК). То же самое можно сказать и о разработке и заключении коллективного договора. К тому же и само участие в управлении организацией признается формой социального партнерства.

Вряд ли можно будет четко разграничить такие формы участия работников в управлении организацией, как проведение консультаций и учет мнения, поскольку консультации проводятся в процессе соблюдения процедуры учета мнения представителей работников.

Указанные противоречия тем не менее не должны влиять на использование всех возможных видов взаимодействия работников и работодателей, поскольку главная идея концепции социального партнерства — создание системы всестороннего сотрудничества сторон. Выбор формы сотрудничества носит второстепенный характер и в основном зависит от волеизъявления сторон.

2.3.1. В качестве форм участия работников в управлении организацией ст. 53 ТК называет (помимо проведения консультаций и заключения коллективного договора) учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом либо коллективным договором, получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников, обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию, участие в заседаниях органов управления организации при рассмотрении внесенных предложений, иные формы, установленные работодателем и работниками в коллективном договоре, локальном нормативном акте, учредительных документах.

Мнение представительного органа работников учитывается при принятии некоторых локальных нормативных актов, например при составлении графиков сменности (ст. 103 ТК), принятии локального нормативного акта, предусматривающего разделение рабочего дня на части (ст. 105 ТК), локального нормативного акта, устанавливающего нормы труда (ст. 162 ТК), правил внутреннего трудового распорядка (ст. 190 ТК), инструкций по охране труда (ст. 212 ТК).

Представительный орган работников участвует также в установлении повышенных размеров оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (ст. 147 ТК), а также за работу в ночное время (ст. 154 ТК); в определении форм профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников (ст. 196).

Процедура учета мнения представительного органа работников предусмотрена ст. 372 ТК.

При осуществлении правоприменительных действий учитывается мнение лишь выборного органа первичной профсоюзной организации, иные представители работников не участвуют в решении вопросов введения неполного рабочего времени в целях сохранения рабочих мест (ст. 74 ТК), увольнения работников, являющихся членами профсоюза (ст. 82 ТК), привлечения к сверхурочным работам (ст. 99 ТК), к работе в выходные и нерабочие праздничные дни (ст. 113 ТК), определения очередности предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков (ст. 123 ТК), принятия необходимых мер при угрозе массовых увольнений (ст. 180 ТК), увеличения продолжительности вахты (ст. 299 ТК).

2.3.2. Одной из форм участия работников в управлении организацией является получение от работодателя информации по вопросам реорганизации или ликвидации организации, изменения технологических или организационных условий труда, которые могут повлечь изменение существенных условий трудового договора, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников. Информацию должны получать как профсоюзные, так и иные представители работников, поскольку не предусмотрено иного.

Перечень, предложенный ст. 53 ТК, является примерным. Стороны по соглашению могут расширить его.

2.4. Своеобразной формой социального партнерства является участие представителей работников и работодателя (работодателей) в досудебном и внесудебном разрешении трудовых споров.

Сотрудничество работников и работодателя (работодателей) осуществляется при разрешении как индивидуальных, так и коллективных трудовых споров.

При разрешении индивидуальных трудовых споров представителями работников и работодателя на паритетных началах создается комиссия по трудовым спорам, которая рассматривает большинство индивидуальных трудовых споров (ст. ст. 384 — 389 ТК).

21. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

Привлечение лиц, представляющих стороны социального партнерства, к юридической ответственности является одним из способов обеспечения функционирования социально-партнерского регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений.

ТК впервые установил принцип равной юридической ответственности представителей всех сторон социального партнерства, виновных в нарушении законодательства о социальном партнерстве, а не только лиц, представляющих работодателя. Лица, представляющие в рассматриваемых отношениях как работников, так и работодателей, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

В законодательстве установлена административная ответственность сторон социального партнерства. Конкретные виды этой ответственности предусмотрены Кодексом РФ об административных правонарушениях РФ (далее — КоАП).

Законодательство (трудовое и административное) предусматривает возможность привлечения к ответственности за невыполнение обязательств по социальному партнерству лишь в отношении работодателя и его должностных лиц. Поэтому задача определения «возможных правомерных действий работодателя, направленных на повышение ответственности полномочных представителей работников за неисполнение обязательств, принятых в рамках социального партнерства и закрепленных в коллективном договоре, других документах, устанавливающих для организации конкретные задачи социально партнерства» является практически невыполнимой.

Следует отметить, что нормы КоАП сформулированы таким образом, что субъектами правонарушений в сфере социального партнерства практически могут быть лишь представители работодателей и реально возможность привлечь к административной ответственности представителей другой стороны социального партнерства «провисает». Данная ситуация входит в противоречие с положениями ТК.

Регулируя вопросы административной ответственности должностных лиц, КоАП определяет, что такому виду ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. 2.4 КоАП).

Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

КоАП в гл. 5 «Административные правонарушения, посягающие на права граждан» предусматривает ряд составов административных правонарушений, связанных с нарушением норм о социальном партнерстве и практике их применения, а также определяет круг государственных органов и их должностных лиц, имеющих право применять административные наказания в виде административного штрафа.

Прежде всего, следует отметить ст. 5.27 КоАП, предусматривающую в общей форме возможность привлечения к административной ответственности должностных лиц за нарушение законодательства о труде (в самом широком смысле), а также законодательства об охране труда.

Так, нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Повторное подобное нарушение законодательства должностными лицами, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, изменении или дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки влечет за собой предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей (ст. 5.28 КоАП).

Непредоставление работодателем или лицом, его представляющим, в срок, установленный законом, информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, влечет за собой предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей (ст. 5.29 КоАП).

Необоснованный отказ работодателя или лица, его представляющего, от заключения коллективного договора, соглашения влечет за собой предупреждение или наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей (ст. 5.30 КоАП).

Уклонение работодателя или его представителя от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах, в том числе непредоставление помещения для проведения собрания (конференции) работников в целях выдвижения требований или создание препятствий проведению такого собрания (такой конференции), влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей (ст. 5.32 КоАП)

Невыполнение работодателем или его представителем обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей (ст. 5.33 КоАП).

Среди органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, КоАП называет федеральные органы исполнительной власти, их учреждения, структурные подразделения и территориальные органы, а также иные государственные органы, уполномоченные на то исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП, рассматривают в пределах своих полномочий должностные лица, указанные в гл. 23 КоАП, от имени указанных в нем органов. Рассматривать такие дела от имени соответствующих органов вправе:

Читайте также:  Опоры для стеллажей с регулировкой

1) руководители федеральных органов исполнительной власти, их заместители;

2) руководители структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти, их заместители;

3) руководители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, их заместители;

4) руководители структурных подразделений территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, их заместители;

5) иные должностные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации надзорные или контрольные функции (ст. 22.2 КоАП).

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, от имени органов, указанных в КоАП, рассматривают уполномоченные должностные лица органов исполнительной власти субъектов РФ.

Должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, обладают этими полномочиями в полном объеме, если КоАП или законом субъекта РФ не установлено иное.

22. ПОНЯТИЕ ЗАНЯТОСТИ

Статья 1 вышеуказанного Закона дает определение занятости.

Занятость — это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (заработок).

Занятыми считаются граждане:

— работающие по трудовому договору (контракту), в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в п. 3 ст. 4 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»);

— зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;

— занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

— выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);

— избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

— проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

— проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению Федеральной государственной службы занятости населения (органы службы занятости);

— временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, альтернативной военной службе, исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;

— являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.

23. ПОНЯТИЕ БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности (далее — организации) в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата.

Порядок регистрации безработных граждан определяется Правительством РФ.

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), — паспорта и документа об образовании.

В случае представления справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы в иностранной валюте органы службы занятости осуществляют перевод иностранной валюты в рубли по официальному курсу, установленному на день увольнения гражданина.

При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов. Граждане, относящиеся к категории инвалидов, дополнительно предъявляют индивидуальную программу реабилитации инвалида.

Граждане не могут быть признаны безработными, если они:

— не достигли 16-летнего возраста;

— в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации им назначена пенсия по старости (по возрасту), за выслугу лет;

— отказались в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работу временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности), — в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности) дважды;

— не явились без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явились в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;

— осуждены по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;

— представили документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также предоставили другие недостоверные данные для признания их безработными.

При этом граждане, которым было отказано в признании их безработными, имеют право по истечении 1 месяца со дня такого отказа для решения вопроса о признании их безработными.

Понятия подходящей и неподходящей работы

Подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места. При этом максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется соответствующим органом службы занятости с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.

Оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям законодательства Российской Федерации о труде, считается подходящей для граждан:

— впервые ищущих работу, не имеющих профессии (специальности);

— уволенных более одного раза в течение года, предшествующего безработице, за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, указанные в законодательстве;

— ранее занимавшихся трудовой деятельностью и стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва;

— направленных органами занятости на обучение и отчисленных за виновные действия, отказавшихся повысить (или восстановить) квалификацию по имеющейся специальности, получить смежную профессию или пройти переподготовку после первоначального (12-месячного) периода безработицы;

— состоящих на учете в органах занятости более полутора лет, а также более 3 лет не работавших;

— обратившихся в органы занятости после окончания сезонных работ.

Не считается подходящей работа:

— если она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;

— если условия труда по предлагаемой работе не соответствуют правилам и нормам по охране труда;

— если предлагаемый заработок ниже среднего заработка обратившегося по последнему месту работы. При этом максимальный предел среднего заработка ограничен величиной прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте Российской Федерации.

Правовой статус безработного

Правовой статус безработного представляет собой совокупность их прав и обязанностей.

Так, безработный имеет право на:

— выбор места работы путем прямого обращения к работодателю (к организации (юридическому лицу) либо физическому лицу, с которым гражданин вступает в трудовые отношения);

— бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости для выбора сферы деятельности, трудоустройства, возможности профессионального обучения; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет также имеют право на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости для выбора профессии и возможности получения профессионального обучения;

— бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости;

— самостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами территории Российской Федерации;

— обжалование решения, действий или бездействия органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

— социальную поддержку в виде: а) выплаты пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности; б) выплаты стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению службы занятости; в) предоставления возможности участия в общественных работах; г) возмещения затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов занятости.

— являться в органы службы занятости для перерегистрации не реже одного раза в месяц;

— участвовать по истечении трехмесячного периода безработицы в оплачиваемых работах или пройти обучение по направлению органов занятости (для лиц, указанных в законе);

— являться на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение 3 дней со дня направления органами службы занятости;

— являться в органы службы занятости для получения направления на учебу (работу);

— сообщить в орган занятости о самостоятельном трудоустройстве, поступлении на обучение по очной форме, призыве на военную службу (сборы);

— выбрать один из двух предложенных органом занятости вариантов подходящей работы.

Дата добавления: 2018-10-26 ; просмотров: 152 ;

Источник

Adblock
detector