Меню

Административное право это отрасль права нормы которой регулируют отношения



Административное право как отрасль права

Понятие и признаки отрасли административного права

Административное право – отрасль российского права, система юридических норм, регулирующая общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации задач и функций органов государственной власти, местного самоуправления при осуществлении исполнительно-распорядительной деятельности, а также отношения внутриорганизационного характера на предприятиях, в учреждениях, организациях.

Признаки отрасли административного права:

  • является одной из основополагающих отраслей публичного права;
  • представляет собой совокупность юридических норм;
  • имеет обособленный предмет правового регулирования – управленческие отношения, возникающие как в сфере государственного управления, так и в других сферах;
  • имеет свой метод правового регулирования;
  • обладает внутренней согласованностью, состоит из определенных элементов;
  • имеет внешнее выражение, т. е. закрепляется в определенных формах-источниках.

Критерии (основания) деления права на отрасли составляют предмет, метод, наличие обособленной нормативной правовой базы.

Предмет административного права

Общественные отношения в сфере государственного управления, а также управленческие отношения, возникающие в иных сферах жизнедеятельности общества, составляют предмет административного права.

Виды управленческих отношений, регулируемых нормами административного права:

По субъектному признаку:

  • между соподчиненными субъектами государственного управления (вертикальные отношения);
  • между субъектами исполнительной власти, не находящимися в состоянии соподчинения (горизонтальные отношения);
  • между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами местного самоуправления;
  • между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями;
  • между субъектами исполнительной власти и государственными служащими;
  • между субъектами исполнительной власти и гражданами;
  • между субъектами исполнительной власти и иными субъектами.

По признаку государственно-территориального устройства:

  • между центральными органами федеральной исполнительной власти и исполнительными органами субъектов Федерации;
  • между органами исполнительной власти субъектов Федерации;
  • между органами исполнительной власти субъектов Федерации и исполнительными органами местного самоуправления.

В зависимости от направления воздействия:

  • внешние отношения, отношения в связи с реализацией полномочий органов исполнительной власти вовне;
  • внутренние отношения, т. е. внутриорганизационные, внутрисистемные отношения.

Предмет административного права отличается динамичностью. Отдельные отношения, например таможенные, частично в сфере местного самоуправления, в настоящее время являются предметом правового регулирования таможенного, муниципального права, что обусловлено формированием новых отраслей российского права. Некоторые группы отношений на данном этапе составляют предмет административного права, что явилось результатом систематизации норм, устанавливающих административную ответственность, в КоАП.

Метод административного права

Совокупность предписывающих, запрещающих и дозволительных средств воздействия на управленческие отношения составляет метод административного права.

Характеристика административно-правового метода:

  1. представляет собой определенное соотношение средств предписания, запрета и дозволения;
  2. наиболее присущи правовые средства распорядительного типа;
  3. чаще всего представляет собой одностороннее волеизъявление одного из участников регулируемого отношения;
  4. не исключает использования диспозитивных средств;
  5. отличается динамизмом, что обусловлено природой управленческих отношений.

Предписание — метод правового регулирования, предполагающий возложение на субъекта управленческой деятельности обязанностей совершения определенных действий в условиях, предписанных административно-правовой нормой.

Запрет — метод правового регулирования, предполагающий возложение обязанностей на участников управленческих отношений воздержаться от определенного варианта поведения под угрозой применения мер государственного принуждения.

Дозволение — метод правового регулирования, предоставляющий участникам управленческих отношений возможность самим выбирать наиболее приемлемый вариант поведения в тех пределах, которые определены нормами административного права.

В настоящее время диспозитивные средства правового регулирования начали применяться все более широко, что обусловлено тенденцией децентрализации государственного управления.

Система административного права

Система административного права – это внутреннее строение административного права как отрасли права, совокупность взаимосвязанных, взаимообусловленных правовых институтов и норм.

  • обусловлена спецификой регулируемых общественных отношений;
  • представляет собой объективное правовое явление;
  • характеризуется взаимосвязанностью и взаимообусловленностью административно-правовых норм и институтов;
  • включает определенные элементы;
  • изменяется с учетом изменения предмета правового регулирования (управленческих отношений).

Административно-правовой институт — комплекс административно-правовых норм, регулирующих определенный вид управленческих отношений и являющихся частью отрасли административного права.

Существуют следующие институты административного права:

  • принципов государственного управления;
  • административно-правового статуса граждан (физических лиц);
  • административно-правового статуса органов исполнительной власти;
  • государственной и муниципальной службы;
  • административно-правового статуса негосударственных (общественных) объединений;
  • административно-правового статуса предприятий, учреждений и иных субъектов управления;
  • административно- правовых режимов;
  • форм государственного управления;
  • методов государственного управления;
  • административной ответственности;
  • административного процесса;
  • обеспечения законности в государственном управлении;
  • административно-правовых основ межотраслевого управления (координации);
  • административно-правовых основ управления в сфере экономики;
  • административно-правовых основ управления в административно-правовой сфере;
  • административно-правовых основ управления в социально-культурной сфере.

Источники (формы) административного права

Источники (формы) административного права это внешнее выражение и закрепление содержания норм административного права. Виды юридических источников административного права:

  • нормативный правовой акт – вид юридического акта, принятый компетентными субъектами правотворчества и содержащий нормы административного права;
  • административно-правовой договор нормативного содержания – двустороннее или многостороннее соглашение между субъектами правотворчества, содержащее нормы административного права;
  • административный прецедент – решение по конкретному управленческому делу, которое становится обязательным для всех аналогичных дел, возникающих в будущем;
  • правовой обычай – санкционированное государством исторически сложившееся правило поведения в сфере управления;
  • административно-правовая наука (доктрина) – научные труды (монографии, статьи, положения и т. д.) по вопросам административного права, на основании которых вырабатываются новые административно-правовые нормы и принимаются решения по конкретным управленческим делам.

Правосознание — совокупность идей, теорий, чувств, эмоций, взглядов, настроений, переживаний, на основании которых вырабатываются новые административно-правовые нормы и принимаются решения по конкретным управленческим делам (выступало источником права в первые годы советской власти).

Основополагающий источник административного права – нормативный правовой акт, что обусловлено принадлежностью российской правовой системы кромано-германской правовой системе.

Виды нормативных правовых актов — источников административного права: Конституция; федеральные конституционные законы; федеральные законы; законы СССР, не противоречащие российскому законодательству; законы РСФСР, не противоречащие российскому законодательству; указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; постановления Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ; нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти; конституции и уставы субъектов РФ; законы и другие нормативные правовые акты представительных (законодательных) органов субъектов РФ; нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ; нормативные правовые акты исполнительной власти органов местного самоуправления; локальные нормативные правовые акты (отдельных предприятий, учреждений, организаций).

Источники административного права отличаются низкой степенью систематизации нормативных правовых актов. В настоящее время систематизировано законодательство, устанавливающее административную ответственность и производство по делам об административных правонарушениях.

Административное право в системе российского права

Административное право наиболее тесно взаимодействует со следующими отраслями российского права:

  • конституционным правом. Конституционное право закрепляет основы государственного устройства, права и свободы человека и гражданина, основы федерального устройства, систему органов государственной власти. Административное право детализирует (конкретизирует) нормы конституционного права, определяет механизм реализации прав и свобод граждан в сфере государственного управления, компетенцию органов исполнительной власти; формы и методы государственно-управленческой деятельности;
  • гражданским правом. Нормы гражданского права регулируют частноправовые отношения, возникающие в сфере государственного управления, по владению, пользованию и распоряжению имуществом, а также отношения, связанные с реализацией личных неимущественных благ. Нормы административного права определяют порядок передачи имущества, лицензирования, контрольной и других видов деятельности, связанной с данными отношениями;
  • уголовным правом. Нормы административного права взаимодействуют с нормами уголовного права при обеспечении общественного порядка и общественной безопасности посредством применения мер административной и уголовной ответственности. На основе анализа совершения деяния, его соотношения с нормами административного и уголовного права определяется степень общественной опасности деяния;
  • финансовым правом. Административное право закрепляет систему органов управления в финансово-кредитной сфере, формы и методы их деятельности. Финансовое право регулирует управленческие отношения, связанные с формированием бюджета, его исполнением, функционированием налоговой системы;
  • земельным и экологическим правом. Значительная часть отношений, отнесенных к предмету земельного и экологического права, особенно в части применения мер государственного принуждения, регулируется нормами административного права;
  • трудовым правом. Особенно тесно взаимодействует при регулировании вопросов государственной службы, которая является комплексным правовым институтом;
  • уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным правом. В рамках административного процесса часто имеет место субсидиарное применение норм уголовно-процессуального и гражданско-процессуального права.
Читайте также:  Регулировка сцепления зил 4331 руководство

Источник

Административное право. Учебник
М. Б. Смоленский, 2014

Подготовлен в соответствии с современной концепцией административного права на основе новейших нормативных правовых актов. Рассматриваются основы административного права, его ведущие институты: предмет и система, отраслевое и государственное управление и др. Сжатое и емкое изложение материала позволяет с наименьшими временными затратами получить тот объем знаний предмета, который поможет квалифицированно разобраться в процессах, происходящих в России. Для студентов юридических вузов и факультетов, а также всех, кто интересуется проблемами административного права.

Оглавление

  • Предисловие
  • Глава 1. Административное право как отрасль права, как наука и ее место в системе отраслей права
  • Глава 2. Административное право и его роль в формировании правового государства и гражданского общества
  • Глава 3. Административно-правовое регулирование, принципы административного права, его нормы и отношения

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Административное право. Учебник предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Административное право как отрасль права, как наука и ее место в системе отраслей права

1.1. Понятие административного права

Административное право России как понятие многогранно и рассматривается в трех проявлениях: 1) как отрасль права в системе национального права, т. е. как система административно-правовых норм, действующих на территории России; 2) как наука, изучающая административные отношения и формирующая на их основе знания о принципах, нормах и институтах; 3) как учебная дисциплина, основанная на данных науки и практики, осуществляющая исполнительную власть.

Административное право России как отрасль права — составная часть национальной правовой системы, совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере государственного управления и иные отношения управленческого характера, возникающие при осуществлении разных форм государственной деятельности, а также отношения, которые возникают в сфере исполнительной власти. Административно-правовые нормы так же, как и другие правовые нормы, устанавливаются государством, т. е. уполномоченными на то органами государственной власти и имеют общеобязательную силу. Их реализация обеспечивается экономической, организационной, социально-культурной деятельностью и гарантируется принудительной силой государства.

Главное, что отличает административное право от других отраслей права, — предмет регулирования. Административное право регулирует отношения, складывающиеся преимущественно в государственном управлении, исполнительной деятельности государства в сфере социальной, политической, культурной, экономической и иных областях общественной жизни.

Нормы административного права:

— регулируют статус и порядок образования органов исполнительной власти, иных органов государственного управления, их компетенцию и взаимоотношения с другими государственными органами, общественными объединениями и иными негосударственными формированиями, а также гражданами;

— определяют правовое положение физических и юридических лиц в сфере управления;

— устанавливают формы и методы государственного управления;

— регулируют порядок прохождения государственной службы в органах управления и других государственных органах, администрирование в учреждениях и организациях, определяют обязанности и права, а также правовое положение органов местного самоуправления, общественных объединений в сфере государственного управления;

— определяют способы обеспечения соблюдения законности в государственном управлении;

— регулируют управленческие отношения в социальной, культурной, политической и хозяйственных сферах и др.

Являясь составной частью российского права, административное право тесно связано со всеми отраслями права, так как совместно регулирует общественные отношения. Так, с конституционным правом оно регулирует общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного устройства, взаимоотношения личности и государства, вопросы организации государственной власти и ее осуществления на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную; с финансовым — общественные отношения в сфере финансовой деятельности государства, а также возникающие в процессе аккумуляции и распределения денежных средств, составляющих денежные фонды государства, определяя компетенцию финансовых и налоговых органов и регламентируя порядок их организации и деятельности; с гражданским — общественные отношения имущественного характера в сфере полномочий исполнительной власти и ее должностных лиц; с трудовым — отношения, возникающие в процессе труда государственных служащих, и иные вопросы, связанные с охраной труда и соблюдением законодательства о труде; с уголовным — в сфере борьбы с правонарушениями.

Место административного права в системе российского права определяется характером и важностью регулируемых им общественных отношений. Его специфика и отличие от других отраслей права состоят в том, что оно регулирует прежде всего управленческие отношения, складывающиеся в сфере управления и исполнительной деятельности государства в лице его органов. В то же время административное право является юридической наукой, представляющей собой систему научных взглядов и представлений, знаний и теоретических положений об отрасли административного права и предмете его регулирования.

Наукой административного права исследуется государственное управление, т. е. исполнительная, исполнительно-распорядительная и административная деятельность. Исследуются правовые формы и методы управления; правовое положение субъектов в сфере государственного управления; административно-правовой статус государственных служащих; способы управления; способы соблюдения законности и др.

Результатом научных исследований являются разработка рекомендаций и предложений, направленных на повышение эффективности административно-правового регулирования и совершенствование практики применения норм административного права во всех сферах и отраслях управления. Наука административного права призвана разрабатывать научные понятия и категории, которыми она пользуется. В этом проявляется ее влияние на развитие и совершенствование исполнительной деятельности и механизма государственного управления. Тем самым наука административного права вносит свой вклад в решение проблем, стоящих перед обществом в условиях построения правового государства.

Теоретической основой науки административного права являются философские и общесоциологические науки, положения теории социального управления, общей теории права и государства. Нормативной базой отрасли служат Конституция РФ, конституции и уставы субъектов Федерации, законы, указы, акты органов исполнительной власти. Важную роль играют труды отечественных и зарубежных юристов.

Методологической основой науки административного права являются исторический, сравнительно-правовой, логический, формально-юридический и социологические методы исследования. Наука административного права призвана служить интересам личности, общества и государства.

Наука административного права связана со многими отраслями права: с теорией права и государства, историей государства и права, конституционным правом. Поскольку они содержат исходные, общие для всех отраслевых юридических наук теоретические положения, их изучение должно предшествовать изучению науки административного права. Наряду с этим изучению финансового, земельного, экологического, гражданского права должно предшествовать изучение административного права, так как без познания вопросов управления и административно-правового регулирования большинство проблем других отраслей права не могут быть всесторонне и глубоко поняты. Трудовое, уголовное, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное право тесно связаны с наукой административного права по отдельным смежным вопросам.

Таким образом, административное право имеет огромное практическое значение для жизнедеятельности государства и общества.

1.2. Предмет и метод административного права

Наука административного права является составной частью юридической науки. Она представляет собой систему научных взглядов и представлений, знаний и теоретических положений об отрасли административного права.

К предмету исследования административного права как науки относятся:

— правовое положение граждан (физических лиц) в сфере государственного управления;

— правовой статус органов государственного управления;

— правовое положение негосударственных объединений в сфере управления, а также предприятий, учреждений, организаций;

— административно-правовой статус государственных и общественных служащих;

Читайте также:  Как отрегулировать редуктор заднего моста газель бизнес

— правовые формы и методы управления;

— способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении;

— административный процесс и его виды;

— системы общего, отраслевого и межотраслевого управления и регулирование управления нормами административного права;

Любая отрасль правовой системы подразделяется на правовые институты — обособленные комплексы правовых норм, регулирующие общественные отношения конкретного вида. Для административного права, в частности, это институты административной ответственности и административного принуждения.

Отрасли российского права отличаются прежде всего предметом и методом правового регулирования. Предметом любой отрасли права является круг общественных отношений, которые регулируются ее нормами.

Предметом административного права является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности исполнительной власти, регулируемых нормами административного права. Эта группа общественных отношений непосредственно связана с государственно-управленческой деятельностью, а потому в обобщенном виде называется управленческой.

В. Д. Сорокин в качестве единого предмета правового регулирования рассматривает социально-правовую среду [1] .

Однако, давая определение предмета административного права, необходимо обратить внимание на следующие исключения:

— не все управленческие отношения включаются в предмет административного права, например отношения, складывающиеся в связи с управлением в негосударственных формированиях — в частных организациях, общественных объединениях. В то же время нормы административного права оказывают свое воздействие на деятельность этих формирований;

— не все отношения с участием органов исполнительной власти включаются в предмет административного права. Так, приобретая имущество, тот или иной орган исполнительной власти совершает имущественную сделку в соответствии с нормами гражданского права. Заключение подобных сделок не входит в содержание действий по реализации исполнительной власти.

Как же нормы административного права регулируют ее предмет? Они устанавливают прежде всего формы и методы государственного управления, а также способы обеспечения законности в государственном управлении.

Нормы административного права регламентируют порядок образования органов исполнительной власти, их компетенцию, полномочия должностных лиц этих органов; взаимоотношения органов исполнительной власти с другими государственными органами, общественными объединениями, предприятиями и гражданами.

Нормы административного права определяют правовое положение граждан, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных негосударственных формирований в сфере управления. Наконец они регулируют управленческие отношения в административно-политической, социально-культурной и экономической сферах.

Субъектами управленческих отношений могут быть все, кому нормы административного права предоставляют правомочия и на кого они возлагают определенные обязанности по поводу осуществления управленческих функций.

Управленческие отношения многообразны. В зависимости от особенностей их участников управленческие отношения можно разделить на следующие отношения:

— между соподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на разном организационно-правовом уровне (например, вышестоящие и нижестоящие органы);

— между несоподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на одном организационно-правовом уровне (например, два министерства, администрации двух областей);

— между субъектами исполнительной власти и находящимися в их организационном подчинении (ведении) государственными объединениями (корпорации, концерны и пр.), предприятиями и учреждениями;

— между субъектами исполнительной власти и не находящимися в их организационном подчинении (ведении) государственными объединениями, предприятиями и учреждениями (по вопросам финансового контроля, административного надзора и т. п.);

— между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами системы местного самоуправления;

— между субъектами исполнительной власти и негосударственными хозяйственными и социально-культурными объединениями, предприятиями и учреждениями (коммерческие структуры и т. п.);

— между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями;

— между субъектами исполнительной власти и гражданами.

Во всех этих видах управленческих отношений участвует тот или иной исполнительный орган. Без них управленческие отношения в административно-правовом смысле возникать не могут, ибо только они в состоянии в юридической форме выражать волю и интересы государства, а также реализовывать государственную власть.

Управленческие отношения можно классифицировать в зависимости от конкретных целей их возникновения на две группы:

1) внутренние (или внутриорганизационные, внутрисистемные, внутриаппаратные) — отношения, связанные с формированием управленческих структур, определением основ взаимодействия между ними и их подразделениями, с распределениями обязанностей, прав и ответственности между работниками аппарата органа управления и т. п.;

2) внешние — связанные с непосредственным воздействием на объекты, не входящие в систему органов исполнительной власти (например, на граждан, общественные объединения, коммерческие структуры).

Если предмет административного права позволяет обнаружить сферу правового регулирования, то метод — средства этого регулирования.

Метод административного права совокупность приемов и способов, с помощью которых регулируются управленческие отношения.

Любая отрасль права использует в качестве средств правового регулирования три юридические возможности — предписание, запрет, дозволение. Они в совокупности и составляют содержание средств правового воздействия на общественные отношения.

Предписания — возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.

Запреты — фактически те же предписания, но иного характера, а именно, возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.

Дозволения — юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению.

Методы правового регулирования — это способы воздействия на волю и поведение участников правовых отношений. Методы правового регулирования, характерные для административного права:

метод власти — подчинения, или метод прямого распорядительства — отношения в рамках административного права строятся на подчинении одного участника другому;

метод рекомендаций — рекомендации субъекта управления приобретают правовую силу при условии принятия ее другим участником управления;

метод согласования — регулирует отношения между участниками, не находящимися между собой в подчинении;

метод равенства — субъекты, находящиеся на одном уровне государственного механизма, предпринимают совместные действия в форме административного договора.

Особенности административно-правового регулирования управленческих общественных отношений, вытекающие из сущности государственно-управленческой деятельности и предмета административного права:

— для механизма административно-правового регулирования характерны прямые средства распорядительного типа, т. е. предписания. Непосредственное выражение они находят в том, что одной стороне регулируемых отношений предоставлен определенный объем юридически властных полномочий, адресуемых другой стороне;

— административно-правовое регулирование предполагает односторонность волеизъявления одного из участников отношения (т. е. властеотношения).

Суть методов административно-правового регулирования управленческих отношений включает в себя:

— установление определенного порядка действий;

— предоставление возможности совершать либо не совершать действия, предусмотренные административно-правовой нормой, в условиях, определенных этой нормой;

— предоставление возможности выбора одного из предусмотренных административно-правовой нормой вариантов должного поведения;

— запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих механизмов юридической ответственности.

1.3. Система административного права

С общетеоретических позиций система любой отрасли права представлена следующей конструкцией: отрасль права — подотрасли — правовые институты — правовые нормы.

Система административного права это совокупность взаимосвязанных административно-правовых институтов и норм.

Административно-правовой институт есть совокупность относительно обособленных административно-правовых норм, регулирующих качественно однородную группу управленческих отношений.

Нормы административного права подразделяются на нормы Общей и Особенной частей. Это деление легло в основу построения административного права как учебной дисциплины.

Нормы административного права группируются по правовым институтам, например институты государственной службы, административной ответственности.

В Общей части сгруппированы административно-правовые нормы по наиболее основным, обобщающим проблемам, относящимся ко всей системе государственного управления. Схема Общей части административного права может быть представлена следующим образом:

— нормы и институты, закрепляющие принципы государственного управления;

— нормы и институты, регулирующие административно-правовой статус граждан (физических лиц);

— нормы, определяющие порядок организации и административно-правовой статус органов исполнительной власти (государственного управления), а также иных субъектов управления;

Читайте также:  Регулировка рулевой колонки камаз 5320 и устранить люфт

— нормы, регулирующие государственную службу и определяющие правовой статус государственных служащих;

— нормы, упорядочивающие административно-правовые статусы негосударственных организаций, их представителей;

— нормы, определяющие формы и методы государственного управления;

— нормы, регулирующие административно-юрисдикционную деятельность;

— нормы, обеспечивающие законность управления.

Административно-правовые нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие в отдельных отраслях государственного управления, составляют Особенную часть административного права. Эта часть состоит из трех блоков:

1) управление экономикой (промышленностью, сельским хозяйством, строительством и жилищно-коммунальным хозяйством, транспортным комплексом, связью, использованием и охраной природных ресурсов, торговлей, финансами и кредитом и др.);

2) управление социально-культурной сферой (образованием, наукой, культурой, здравоохранением, в области труда и социального развития и др.);

3) управление административно-политической сферой (обороной, безопасностью, внутренними делами, иностранными делами, юстицией и др.).

Административное право является одной из самых крупных и сложных отраслей российского права. Это обусловлено прежде всего его предметом, широким кругом управленческих отношений.

1.4. Источники административного права. Понятие и виды

Природа источников, или форм права, исследована в литературе по теории права. Выделяются типичные источники права: правовой обычай, нормативный правовой акт, нормативные договоры, общие принципы права, судебный прецедент, идеи и доктрины, религиозные тексты, дефиниции [2] .

Под источниками административного права в юридическом смысле понимаются формы выражения административно-правовых норм и правил, т. е. те акты, в которых они содержатся. Многообразные административно-правовые отношения требуют их нормативного регулирования. Именно этим обусловлено множество источников административного права.

Административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении России и субъектов Федерации (ст. 72 Конституции РФ). Систему источников административного права составляют нормативные правовые акты, изданные органами государственной власти федерального уровня, а также республик, краев, областей, автономных округов, автономной области, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации не могут противоречить Конституции РФ, федеральным законам. В случае противоречия между федеральными законами и иными актами действует Федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Конституции РФ).

Виды источников административного права:

законы России — Конституция РФ и акты Федерального Собрания РФ (федеральные конституционные законы, федеральные законы — основы законодательства, кодексы и др.; декларации, постановления и другие акты);

подзаконные федеральные акты — указы, распоряжения Президента РФ; постановления, распоряжения Правительства РФ; приказы, распоряжения министерств и других федеральных органов исполнительной власти;

— законы субъектов Федерации — конституции, уставы и законы;

— подзаконные акты субъектов Федерации — указы, распоряжения президентов (губернаторов); постановления, распоряжения правительств (администраций); приказы, постановления органов исполнительной власти специальной компетенции субъектов Федерации, руководителей предприятий, учреждений субъектов Федерации;

— акты местного самоуправления;

— международные договоры (например, договор между РФ и Аргентинской Республикой о сотрудничестве и правовой помощи по гражданским, торговым, трудовым и административным делам 2000 г.).

Наличие множества административно-правовых норм обусловливает объективную необходимость их систематизации. В практической работе по систематизации административно-правовых норм сложились следующие три основных направления:

1) кодификация — важнейшая форма систематизации законодательства. Однако она затруднена мобильностью административно-правовых норм и широким кругом общественных отношений, регулируемых этими нормами;

2) инкорпорация — объединение и расположение в систематизированном порядке норм по его важнейшим институтам. В истории становления административного законодательства этот способ часто использовался и давал положительные результаты;

3) хронологические собрания нормативных актов — форма систематизации, позволяющая проследить движение, развитие (дополнения, изменения) тех или иных форм, имеется возможность быстро отыскать интересующую норму.

1.5. Административное право в правовой системе России

Административное право, являясь фундаментальной отраслью российского права, тесно взаимосвязано с другими отраслями права: с финансовым, трудовым, служебным, налоговым и др.

Необходимо отметить взаимосвязь, взаимодействие административного права с конституционным правом, его основополагающий характер для развития и эффективного функционирования административного права. Многие нормы конституционного права, прежде всего сама Конституция РФ, являются юридическим фундаментом административного права. Поскольку конституционное право — базовая отрасль права, оно закрепляет основополагающие принципы организации и деятельности исполнительной власти, ее систему, место, правовые основы субъектов государственной власти — законодательной, исполнительной, судебной. Эти взаимосвязи закреплены ст. 3, 5, 10, 11, 71, 72, 83–88, 102, 103, 111, 117, 125 Конституции РФ.

Тесное взаимодействие норм конституционного и административного права отчетливо проявляется в ч. 2 ст. 85 Конституции РФ, согласно которой Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения вопроса соответствующим судом. Это как раз тот случай, когда имеет место взаимодействие норм конституционного, административного и международного права.

Исходной и обязательной для административного права является ст. ПО Конституции РФ, определяющая состав Правительства РФ; ч. 1 ст. 117, предусматривающая право Правительства РФ подать в отставку.

В конституционном праве прослеживается связь административного права с финансовым, так как Конституцией РФ оговорены порядок назначения председателя Банка России и порядок принятия Государственной Думой и Советом Федерации закона о федеральном бюджете. В некоторых странах административное право называется государственно-административным, выделившимся из государственного (конституционного) права.

Административное право тесно связано с гражданским и трудовым правом. Административное и гражданское право нередко регламентирует сходные отношения, но применяет разные формы регулирования. Часто это бывают имущественные отношения. Что касается различий в методах их регулирования, то для гражданского права характерно юридическое равенство сторон, отсюда широкое применение договорных форм. Административно-правовой метод предполагает неравенство сторон: воля одной обычно главенствует над волей другой. В административно-правовых отношениях одна сторона наделена государственно-властными полномочиями по отношению к другой: именно первая сторона принимает управленческие решения, осуществляет государственный контроль над действиями второй, может в предусмотренных законом случаях применить к ней принуждение.

Взаимосвязь административного права существует и с трудовым правом. Нормы первого определяют полномочия органов исполнительной власти (правительства, федеральных министерств и других органов исполнительной власти) по регулированию трудовых отношений. Нередко порядок издания актов трудового права устанавливается нормами административного права. Это относится к изданию приказа об оформлении на службу, о предоставлении отпуска.

Важную роль в трудовых отношениях играют инспекции и другие контрольные органы, осуществляющие надзор за соблюдением правил охраны труда и техники безопасности. Статус этих органов регулируется административным правом.

Многогранна связь между административным и налоговым правом. Установление основ налоговой системы России, статус, организация налоговых органов, положение о классных чинах ее работников и ряд других вопросов регулируются нормами административного права.

Таким образом, прослеживаются многосторонняя и глубокая связь и взаимодействие административного права со многими отраслями права — конституционным, гражданским, финансовым, трудовым, налоговым. Взаимосвязь, переплетение норм разных отраслей права — закономерное явление, отражающее сложный процесс формирования и функционирования правовой системы, в том числе административного права, в новых социально-экономических и политических реалиях, в условиях становления гражданского общества в России.

1. Назовите признаки, характеризующие общественные отношения, регулируемые нормами административного права.

2. Какие способы регулятивно-охранительного воздействия характерны для отрасли административного права?

3. Какие элементы включает в себя система отрасли административного права?

4. Назовите три основных направления систематизации административно-правовых норм.

5. Как соотносятся между собой конституционное, административное, уголовное и гражданское право?

Источник

Adblock
detector